Сайт воспитателя Шарчаковой Оксаны Владимировны

Проект: «Учимся говорить правильно».

27 декабря 2023

Паспорт проекта

Тема проекта: «Учимся говорить правильно».

Тип проекта:  Познавательно - речевой., среднесрочный.

Вид: игровой.

Место события: МБДОУ№3 «Ласточка», первая младшая группа «Цыплята»

Сроки реализации: сентябрь-декабрь 2023г.

 Участники: дети 1 младшей группы «Цыплята», родители (законные представители), воспитатели группы.

 

Проблема: Родители часто жалуются на то, что дети плохо и мало разговаривают, а словарный запас  не соответствует возрастным нормам.

 

Актуальность проекта: Развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыши познают окружающий мир, выражают свои потребности, высказывают свои чувства. Развитие речи у различных детей происходит неодинаково. У одних детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное ускоренное развитие всей речи, у других малышей развитие речи отстает. Задача педагога - помочь детям развить речь.

Так как основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, то и обучающий материал по развитию речи должен преподноситься в игровой форме. Он и усваивается быстрее и дает более высокие результаты. А игра, протекающая в коллективе, создает благоприятное условие для развития языка.

Между речью и игрой существует двухсторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой, сама игра развивается под влиянием речи.

Словесные, дидактические, настольно-печатные, хороводные и др. игры стимулируют речь детей и оказывают многогранное влияние на развитие ребенка.  К выполнению данного проекта нас побудила забота о детях. Речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие.

 

Цель проекта: Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста .

Задачи:

1.Создать развивающую речевую среду.

  1. Формировать словарь детей.

3.Развивать грамматический строй речи, связную речь.

 4.Формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками;

 5.Воспитывать желание чаще слушать произведения художественной литературы;

  1. Повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей.

 

 Формы реализации проекта: 

Непосредственная  образовательная деятельность, совместная деятельность педагогов и детей в режимных моментах, сюжетно -отобразительная  игра, инсценировки, подвижные игры; чтение художественной литературы; дидактические игры; работа с родителями.

Продукты реализации проекта:  

Изготовление различных дидактических игр по развитию речи;

Изготовление полифункционального нестандартного оборудования;

Картотека с наглядными заданиями для пальчиковой гимнастики, картотека игр на развитие речевого дыхания;

Библиотека книг со сказками, потешками и рассказами.

 

Предполагаемые результаты:

  1. Дети познакомятся с разнообразными играми, направленными на развитие связной речи.
  2. Повыситься интереса детейк познавательной деятельности .
  3. Активизируется словарь детей, развивается грамматический строй речи, связная речь, звукоподражание, повыситься интерес к художественной литературе
  4. Пополниться центр «Центра познания и коммуникации»

5.У родителей повыситься  компетентность  в вопросах речевого развития их детей.

 

 

Этапы реализации проекта:

Этапы проекта

      I.этап – Подготовительный.   (с 07.09.23г - 06.10.23г.)

          Разработка проекта.

1.Постановка цели и задач совместной деятельности.

2.Подбор дидактической и методической литературы.

3.Анкетирование родителей (Приложение№1).

4.Создание «Центра познания и коммуникации» в группе.

5.Разработка итогового мероприятия.

 

II  Этап.  Организационно-практический  (с 09.10.23г.-15.12.23г.)

Планирование деятельности педагога (воспитателя): проводятся мероприятия по плану, разработанному в подготовительном этапе.

Материал проведенных мероприятий собирается и в печатном виде оформляется в «Приложениях»

        Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Зайчик в гости к нам пришёл» (Приложение №1)

     Цель: Создание  условий для развития речевой активности детей.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «В гости к нам пришла зима» (Приложение №2)

Цели: Расширение представлений о зиме, ее приметах.

 

 Организация тематических бесед с воспитанниками;

 “Что я видел по дороге в детский сад?, “Какая погода на улице?”,” Какие осенние признаки мы знаем?”,”Моя любимая сказка”, “ Какие зимние признаки мы знаем?”, ”Мои друзья”, “Моя мама”, “ Мой папа”.

   -Дидактические и развивающие игры: «Угадай, из какой сказки?», «Расскажи сказку по картинкам», «Собери матрешку» , «Скажи какой?», «Кто что умеет делать», «Назови что это, и скажи, какой?», «Узнай предмет», « Оденемся на прогулку», « Осенняя одежда», « Лесные звери», «Узнай, кто это?»,   «Чудесный мешочек», « Кто, где живёт?», « Чьи детки?», « Найди такой же предмет», « Аня наряжается», « Большой, маленький», « Чудесное дерево», «Один-много», «Ферма», «Распорядок дня».

 Сюжетно - отобразительная  игра: « Парикмахерская», «Больница», «Дочки-матери».

 Художественно-эстетическое развитие:

Рисование: «Ягоды рябины», «Цветные клубочки», «Коврик для котят», «Воздушные шары».

Лепка: «Оладушки», «Витамины для ребят», «Баранки».

Настольный театр, магнитный театр, театр на липучках, театр на фланалеграфе, платковый театр, театр тантамарески, платковый театр.

 -Подвижные игры со словами: «Раздувайся пузырь»,  «У медведя во бору», «Лохматый пес»,  «Огуречик».

  - Пальчиковая  гимнастика, игры на развитие речевого дыхания.

- Чтение художественной литературы Фольклор: «Наши уточки с утра...»,  «Тили – бом. Сказки: «Заюшкина  избушка», Маша и медведь» «Снегурушка и лиса», “ К. Чуковский  «Мойдодыр», «Путаница» Стихи:  Я. Аким «Мама» , А. Барто  «Девочка –ревушка», З. Александрова  «Арбуз»,  Рассказы: Е. Чарушин «Утка», Я. Тайц «Впереди всех», Я Тайц «Поезд», К. Ушинский «Васька».

-Участие в муниципальном конкурсе развивающей предментно-пространственной среды в группах раннего возраста ДОО.

 - организация взаимодействия с родителями: Серия консультаций на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста». Закрепление дома полученных в детском саду знаний и умений по теме проекта.  Пополнить с помощью родителей библиотеку центра познания и коммуникации.

 

Октябрь-Декабрь

Работа с детьми

Работа с родителями

Пополнение РППС «Центр познания и коммуникации ».

С09.10.23г.-16.10.23г.

Закрепление и повторение сказок; «Колобок», «Теремок», «Три медведя»

Изготовление дидактического пособия «Сказка на фартуках»

Театр на фартуках

 17.10.23г.-20.10.23г.

Изучение и закрепление знаний о домашних животных.

Изготовление фермы на фетре.

Полифункциональное нестандартное оборудование

23.10.23г.-31.10.23г.

Развитие мелкой моторики, расширение словарного запаса.

Изготовление дидактического пособия «Волшебное дерево»

 

Полифункциональное нестандартное оборудование

Ноябрь

с 01.11.23г.-14.11.23г.

Знакомства с новыми потешками, расширение словарного запаса.

Изготовление «Книжки-малышки» с потешками

Книжки с потешками

 с15.11.23г.-24.11.22г.

Знакомство с новыми  сказками на липучках. Расширение словаря, развитие мелкой моторики.

Изготовление сказок на липучках.

Театр на липучках

с27.11.23г. -30.11.23г.

Дать детям представления о частях  суток .

Изготовление дидактического пособия планшет  «Время суток»

 

Дидактическое пособие.

01.12.23г.-08.12.23г.

Дыхательная  гимнастика «Петушки» Развитие речевого дыхания.

Изготовление петушков для дыхательной гимнастики.

Картотека и атрибуты для дыхательной гимнастики.

11.12.23г.-18.12.23г.

Развитие мелкой моторики

Изготовление зверей из фетра (замки, пуговицы, петельки)

Дидактическое пособие.

 

 

III этап– Заключительный:  (с 19.12.23г-27.12.23г.)

             1.Оформление паспорта  проекта

  1. Оформление приложения к проекту

   Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

  Итоговое развлечение  "Путешествие в сказку". (Приложение №4)

 

                          

 

                     

 

 

                                  Результаты реализации проекта

 

Таким образом,  в результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добились положительных результатов в работе по данной теме, дети легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют вместе, развертывают небольшие сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг. Кроме того, у детей совершенствовалась мелкая моторика: стали более активными пальцы рук, если ранее малыши захватывали предметы преимущественно ладонью, то теперь активнее используют сами пальцы. Повысился интерес детей к познавательной деятельности. Повысился интерес  к театрализации.

Поэтому проделанную работу можно считать эффективной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Гербова В.В.  Развитие речи в детском саду 2-3 года. Мозаика- Синтез,2020
  2. Карухина Н.А. Реализация содержания образовательной деятельности (2-3 года) . Воронеж,2023
  3. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению . Москва - Синтез,2020
  4. Комарова С. Изобразительная деятельность в детском саду 2-7 лет. Методическое пособие 2-7 лет. Мозаика – Синтез,2018
  5. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. Москва -Синтез,2014
  6. Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста. Москва - Синтез,2012
  7. Лисина Т.В. Морозова Г.В. Подвижные тематические игры для дошкольников. ТЦСфера,2014
  8. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Мозаика – Синтез,2018

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

 

Конспект занятия по развитию речи для первой младшей группы «Зайчик в гости к нам пришёл»

Цель: Создание  условий для развития речевой активности детей.

Задачи:
- учить отчетливо и длительно произносить звук «ау».
- активизировать речь детей, побуждая отвечать на вопросы.
- продолжать учить различать красный и зеленый цвета.
- формировать выразительность движений, развитие координации движений.
Методы: Наглядные, игровые.
Оборудование: игрушки (заяц, капуста, морковь)

Ход занятия:

Приветствие «Все захлопали в ладоши»
Все захлопали в ладоши,
Дружно, веселее!
Застучали наши ножки,
Громче и быстрее!
По коленочкам ударим.
Тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем,
Выше, выше, выше!
Завертелись наши ручки.
Снова опустились.
Покружились, покружились
И остановились.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришел гость. Вы хотите узнать кто это? (Да)
Тогда отгадайте загадку.
Загадка
У него большие уши,
Коротышка - круглый хвост.
Любит он капусту кушать,
Кто же это? Вот вопрос! (Заяц)
Воспитатель: Молодцы, правильно угадали это заяц. (Воспитатель показывает игрушку – заяц.)
Ребята, а какой зайчик? (Серенький, Мягкий, Пушистый)
Давайте с ним поздороваемся.
(Дети здороваются с зайкой. Он здоровается с детьми. Дети рассматривают зайца.)
Зайка – побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это?
(Морковка) Какая морковка? (Красная)
А это? (Капуста) Какая капуста? (Зеленая)
Правильно. Ребята, зайка просит у нас с вами помощи? поможем зайке засолить капусту на зиму? Ответы детей (Да)
Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»
Мы капусту рубим-рубим.
(Руками показывать как мы рубим капусту)
- Мы морковку трем-трем.
(Ручками показывать как мы трем морковку)
Мы капусту солим-солим.
(Пальчики щепоткой-солим)
Мы капусту мнем мнем.
(Ручками «мнем» капусту)
Дидактическая игра «Научим зайку правильно говорить»
Цель: Развивать интонационную выразительность.
Воспитатель: Зайчик принес с собой чудесный мешочек. В нем лежат разные картинки. Зайчик будет говорить. Что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы научите говорить его правильно.
Ишка – дети поправляют «мишка»
Елочка – белочка
Оник – слоник
После «обучения» зайка начинает называть все предметы правильно.
Игровая ситуация «Прогулка по зимнему лесу»
Воспитатель: «Ребята, зайчик предлагает нам погулять по лесу большими и маленькими ножками».
Большие ноги шли по дороге – ТОП, ТОП, ТОП, (дети шагают большими шагами)
Маленькие ножки бежали по дорожке – топ, топ, топ (дети бегут на носочках)
Ой, ребята, а куда наш зайчик убежал? Давайте его поищем? Все вместе его позовем! Ау Ау Ау Ау Ау Ау Зайка!
- Молодцы, малыши, мы нашли зайчика. Зайка благодарит вас за помощь и предлагает поиграть вместе с ним.
Подвижная игра «Зайка серенький сидит»
- Ребята, мы помогли зайке? (да).
- А как мы помогли зайке? (ответы детей).
- А ещё зайка приготовил вам подарки (медальки, угощенье).
- Давайте попрощаемся с зайкой. Скажем ему до свиданья. И пойдем обратно в детский сад.
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке,
Шли мы шли, шли мы шли
В детский сад пришли.

 

                                                                                   Приложение2

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «В гости к нам пришла зима»

Цели: Расширение представлений о зиме, ее приметах.

 

Задачи:

Закрепить полученные знания о зиме и зимних явлениях природы. Способствовать формированию умению правильно использовать в речи грамматические формы, умения согласовывать существительные с прилагательными, образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинки с изображением зимы, зимние игры, зимние явления.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки.

Отгадаем загадки? (да)

Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути… (снег)

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на окне… (мороз)

Словно белая звезда

Из серебренного льда,

Кружится, летает,

На ладошке тает (снежинка)

Рыбам, зиму жить тепло:

Крыша, толстое стекло (лёд)

Носик — острая морковка

От тепла растает в миг

Наш веселый… (снеговик)

Снег на полях,

Лед на реках,

Ветер гуляет,

Когда это бывает (зимой)

Молодцы, ребята, вы правильно отгадали все загадки.

Беседа о времени года

Воспитатель:

Как вы думаете, какое сейчас время года?

ДетиЗима.

Воспитатель:

Что вы можете рассказать о зиме? Какая она? (белая, холодная, морозная).

Зимой холодно, морозно, дует холодный ветер, солнышко реже светит и почти не греет, дни стали короче, а ночи длиннее, деревья сбросили листву, земля покрылась снегом - трава исчезла – насекомые спрятались – некоторые птицы улетели на юг, есть, которые остаются на зиму.

Назовите их (синица, воробей, дятел). И что надо делать, что бы птицы не погибли? (подкармливать их).

Как стали одеваться люди с приходом зимы? (стали одевать теплую одежду).

Воспитатель: Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы его послушайте и скажите о чём оно?

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Дети: О снеге.

Воспитатель: Скажите, что такое снег?

Дети: Много, много снежинок.

Воспитатель: Что можно сказать о снеге? Какой снег?

Дети: Белый, холодный, пушистый, рассыпчатый, блестящий, мягкий.

Воспитатель: Когда с неба падает снег, это явление называется – снегопад.

Давайте повторим это красивое слово: снегопад.

Пальчиковая игра «Прогулка».

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)

Мы во двор пошли гулять

(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)

Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")

Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")

С горки мы потом катались

(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись

(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Суп поели ("едим суп",

Спать легли (ладошки под щечку).

ВоспитательЗима – это веселое время года для ребят. Она приносит нам много игр и забав. Ребята кто любит зиму? За что Вы любите зиму?

Свои высказывания начнем со слов: Я люблю зиму, потому что… (можно кататься на санках, коньках, лыжах, можно играть в снежки, лепить снеговиков, потому, что кругом снег, потому что Новый год и Рождество, потому что у меня день рождения, потому, что после зимы придёт весна)

Воспитатель: Я люблю её за то, что она восхищает своей красотой, радует праздниками и развлекает снежными забавамиЗима, прекрасное время года.

Упражнение «Где это бывает?»

- Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы.

Воспитатель выставляет на наборное полотно по одной картинке, изображающие зимние игры и явления природы. Задает вопросы детям:

- Где дети гуляют?

- А где кормят птиц?

- Что ребята лепят?

- На чем дети катаются? Где катаются?

- Где ребята катаются на лыжах?

- Где ребята катаются на коньках? (ответы детей)

Игра «Зимние слова»

Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой.

(Снежинка, мороз, Новый год, жара, санки, стрекоза, лед, рукавички, одуванчик, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, дождь, загорать, снегопад, лыжи, самокат, санки, метель, трава, снег, цветы, муравей).

Молодцы, все были очень внимательны.

Воспитатель: Ну что, ребята устали? (ответы детей). Тогда давайте выйдем на ковер и немного поразомнемся.

Физкультминутка

Мы на улицу выходим ходьба друг за другом

И по снегу ходим, ходим

Снег мы в руки набираем наклоны, имитация скатывания снежных

И комочки покатаем. комочков

Мы комочки покатали, выпрямились, руки в стороны

И они большими стали.

Снеговик уже подрос, руки вверх, показывают нос

У него морковкой нос.

Снеговик нас подожди, ходьба на месте

Нам домой пора идти.

Вот молодцы.

Дидактическая игра «Продолжи предложение»

- На поселке, на лужок выпал беленький … (снежок) .

- Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки) .

- Словно в белый пуховик нарядился (снеговик) .

- Рядом-снежная фигурка, это девочка - … (снегурка).

- С неба все скользят пушинки – серебристые … (снежинки) .

- Тихо-тихо, как во сне, падает на землю … (снег) .

Итог занятия.

Воспитатель:

О каком времени года мы говорили?

Что мы делали на занятии(отгадывали загадки, играли, читали стихи, рисовали).

Что вам понравилось?

Вы сегодня все хорошо позанимались, я очень рада! Вы все молодцы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: