Проект: «Учимся говорить правильно».
27 декабря 2023
Паспорт проекта
Тема проекта: «Учимся говорить правильно».
Тип проекта: Познавательно - речевой., среднесрочный.
Вид: игровой.
Место события: МБДОУ№3 «Ласточка», первая младшая группа «Цыплята»
Сроки реализации: сентябрь-декабрь 2023г.
Участники: дети 1 младшей группы «Цыплята», родители (законные представители), воспитатели группы.
Проблема: Родители часто жалуются на то, что дети плохо и мало разговаривают, а словарный запас не соответствует возрастным нормам.
Актуальность проекта: Развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыши познают окружающий мир, выражают свои потребности, высказывают свои чувства. Развитие речи у различных детей происходит неодинаково. У одних детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное ускоренное развитие всей речи, у других малышей развитие речи отстает. Задача педагога - помочь детям развить речь.
Так как основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, то и обучающий материал по развитию речи должен преподноситься в игровой форме. Он и усваивается быстрее и дает более высокие результаты. А игра, протекающая в коллективе, создает благоприятное условие для развития языка.
Между речью и игрой существует двухсторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой, сама игра развивается под влиянием речи.
Словесные, дидактические, настольно-печатные, хороводные и др. игры стимулируют речь детей и оказывают многогранное влияние на развитие ребенка. К выполнению данного проекта нас побудила забота о детях. Речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие.
Цель проекта: Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста .
Задачи:
1.Создать развивающую речевую среду.
- Формировать словарь детей.
3.Развивать грамматический строй речи, связную речь.
4.Формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками;
5.Воспитывать желание чаще слушать произведения художественной литературы;
- Повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей.
Формы реализации проекта:
Непосредственная образовательная деятельность, совместная деятельность педагогов и детей в режимных моментах, сюжетно -отобразительная игра, инсценировки, подвижные игры; чтение художественной литературы; дидактические игры; работа с родителями.
Продукты реализации проекта:
Изготовление различных дидактических игр по развитию речи;
Изготовление полифункционального нестандартного оборудования;
Картотека с наглядными заданиями для пальчиковой гимнастики, картотека игр на развитие речевого дыхания;
Библиотека книг со сказками, потешками и рассказами.
Предполагаемые результаты:
- Дети познакомятся с разнообразными играми, направленными на развитие связной речи.
- Повыситься интереса детейк познавательной деятельности .
- Активизируется словарь детей, развивается грамматический строй речи, связная речь, звукоподражание, повыситься интерес к художественной литературе
- Пополниться центр «Центра познания и коммуникации»
5.У родителей повыситься компетентность в вопросах речевого развития их детей.
Этапы реализации проекта:
Этапы проекта
I.этап – Подготовительный. (с 07.09.23г - 06.10.23г.)
Разработка проекта.
1.Постановка цели и задач совместной деятельности.
2.Подбор дидактической и методической литературы.
3.Анкетирование родителей (Приложение№1).
4.Создание «Центра познания и коммуникации» в группе.
5.Разработка итогового мероприятия.
II Этап. Организационно-практический (с 09.10.23г.-15.12.23г.)
Планирование деятельности педагога (воспитателя): проводятся мероприятия по плану, разработанному в подготовительном этапе.
Материал проведенных мероприятий собирается и в печатном виде оформляется в «Приложениях»
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Зайчик в гости к нам пришёл» (Приложение №1)
Цель: Создание условий для развития речевой активности детей.
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «В гости к нам пришла зима» (Приложение №2)
Цели: Расширение представлений о зиме, ее приметах.
Организация тематических бесед с воспитанниками;
“Что я видел по дороге в детский сад?, “Какая погода на улице?”,” Какие осенние признаки мы знаем?”,”Моя любимая сказка”, “ Какие зимние признаки мы знаем?”, ”Мои друзья”, “Моя мама”, “ Мой папа”.
-Дидактические и развивающие игры: «Угадай, из какой сказки?», «Расскажи сказку по картинкам», «Собери матрешку» , «Скажи какой?», «Кто что умеет делать», «Назови что это, и скажи, какой?», «Узнай предмет», « Оденемся на прогулку», « Осенняя одежда», « Лесные звери», «Узнай, кто это?», «Чудесный мешочек», « Кто, где живёт?», « Чьи детки?», « Найди такой же предмет», « Аня наряжается», « Большой, маленький», « Чудесное дерево», «Один-много», «Ферма», «Распорядок дня».
Сюжетно - отобразительная игра: « Парикмахерская», «Больница», «Дочки-матери».
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование: «Ягоды рябины», «Цветные клубочки», «Коврик для котят», «Воздушные шары».
Лепка: «Оладушки», «Витамины для ребят», «Баранки».
Настольный театр, магнитный театр, театр на липучках, театр на фланалеграфе, платковый театр, театр тантамарески, платковый театр.
-Подвижные игры со словами: «Раздувайся пузырь», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Огуречик».
- Пальчиковая гимнастика, игры на развитие речевого дыхания.
- Чтение художественной литературы Фольклор: «Наши уточки с утра...», «Тили – бом. Сказки: «Заюшкина избушка», Маша и медведь» «Снегурушка и лиса», “ К. Чуковский «Мойдодыр», «Путаница» Стихи: Я. Аким «Мама» , А. Барто «Девочка –ревушка», З. Александрова «Арбуз», Рассказы: Е. Чарушин «Утка», Я. Тайц «Впереди всех», Я Тайц «Поезд», К. Ушинский «Васька».
-Участие в муниципальном конкурсе развивающей предментно-пространственной среды в группах раннего возраста ДОО.
- организация взаимодействия с родителями: Серия консультаций на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста». Закрепление дома полученных в детском саду знаний и умений по теме проекта. Пополнить с помощью родителей библиотеку центра познания и коммуникации.
Октябрь-Декабрь |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Пополнение РППС «Центр познания и коммуникации ». |
С09.10.23г.-16.10.23г. |
Закрепление и повторение сказок; «Колобок», «Теремок», «Три медведя» |
Изготовление дидактического пособия «Сказка на фартуках» |
Театр на фартуках |
17.10.23г.-20.10.23г. |
Изучение и закрепление знаний о домашних животных. |
Изготовление фермы на фетре. |
Полифункциональное нестандартное оборудование |
23.10.23г.-31.10.23г. |
Развитие мелкой моторики, расширение словарного запаса. |
Изготовление дидактического пособия «Волшебное дерево»
|
Полифункциональное нестандартное оборудование |
Ноябрь с 01.11.23г.-14.11.23г. |
Знакомства с новыми потешками, расширение словарного запаса. |
Изготовление «Книжки-малышки» с потешками |
Книжки с потешками |
с15.11.23г.-24.11.22г. |
Знакомство с новыми сказками на липучках. Расширение словаря, развитие мелкой моторики. |
Изготовление сказок на липучках. |
Театр на липучках |
с27.11.23г. -30.11.23г. |
Дать детям представления о частях суток . |
Изготовление дидактического пособия планшет «Время суток»
|
Дидактическое пособие. |
01.12.23г.-08.12.23г. |
Дыхательная гимнастика «Петушки» Развитие речевого дыхания. |
Изготовление петушков для дыхательной гимнастики. |
Картотека и атрибуты для дыхательной гимнастики. |
11.12.23г.-18.12.23г. |
Развитие мелкой моторики |
Изготовление зверей из фетра (замки, пуговицы, петельки) |
Дидактическое пособие. |
III этап– Заключительный: (с 19.12.23г-27.12.23г.)
1.Оформление паспорта проекта
- Оформление приложения к проекту
Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
Итоговое развлечение "Путешествие в сказку". (Приложение №4)
Результаты реализации проекта
Таким образом, в результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добились положительных результатов в работе по данной теме, дети легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют вместе, развертывают небольшие сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг. Кроме того, у детей совершенствовалась мелкая моторика: стали более активными пальцы рук, если ранее малыши захватывали предметы преимущественно ладонью, то теперь активнее используют сами пальцы. Повысился интерес детей к познавательной деятельности. Повысился интерес к театрализации.
Поэтому проделанную работу можно считать эффективной.
Список используемой литературы:
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду 2-3 года. Мозаика- Синтез,2020
- Карухина Н.А. Реализация содержания образовательной деятельности (2-3 года) . Воронеж,2023
- Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению . Москва - Синтез,2020
- Комарова С. Изобразительная деятельность в детском саду 2-7 лет. Методическое пособие 2-7 лет. Мозаика – Синтез,2018
- Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. Москва -Синтез,2014
- Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста. Москва - Синтез,2012
- Лисина Т.В. Морозова Г.В. Подвижные тематические игры для дошкольников. ТЦСфера,2014
- Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Мозаика – Синтез,2018
Приложение1
Конспект занятия по развитию речи для первой младшей группы «Зайчик в гости к нам пришёл»
Цель: Создание условий для развития речевой активности детей.
Задачи:
- учить отчетливо и длительно произносить звук «ау».
- активизировать речь детей, побуждая отвечать на вопросы.
- продолжать учить различать красный и зеленый цвета.
- формировать выразительность движений, развитие координации движений.
Методы: Наглядные, игровые.
Оборудование: игрушки (заяц, капуста, морковь)
Ход занятия:
Приветствие «Все захлопали в ладоши»
Все захлопали в ладоши,
Дружно, веселее!
Застучали наши ножки,
Громче и быстрее!
По коленочкам ударим.
Тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем,
Выше, выше, выше!
Завертелись наши ручки.
Снова опустились.
Покружились, покружились
И остановились.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришел гость. Вы хотите узнать кто это? (Да)
Тогда отгадайте загадку.
Загадка
У него большие уши,
Коротышка - круглый хвост.
Любит он капусту кушать,
Кто же это? Вот вопрос! (Заяц)
Воспитатель: Молодцы, правильно угадали это заяц. (Воспитатель показывает игрушку – заяц.)
Ребята, а какой зайчик? (Серенький, Мягкий, Пушистый)
Давайте с ним поздороваемся.
(Дети здороваются с зайкой. Он здоровается с детьми. Дети рассматривают зайца.)
Зайка – побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это?
(Морковка) Какая морковка? (Красная)
А это? (Капуста) Какая капуста? (Зеленая)
Правильно. Ребята, зайка просит у нас с вами помощи? поможем зайке засолить капусту на зиму? Ответы детей (Да)
Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»
Мы капусту рубим-рубим.
(Руками показывать как мы рубим капусту)
- Мы морковку трем-трем.
(Ручками показывать как мы трем морковку)
Мы капусту солим-солим.
(Пальчики щепоткой-солим)
Мы капусту мнем мнем.
(Ручками «мнем» капусту)
Дидактическая игра «Научим зайку правильно говорить»
Цель: Развивать интонационную выразительность.
Воспитатель: Зайчик принес с собой чудесный мешочек. В нем лежат разные картинки. Зайчик будет говорить. Что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы научите говорить его правильно.
Ишка – дети поправляют «мишка»
Елочка – белочка
Оник – слоник
После «обучения» зайка начинает называть все предметы правильно.
Игровая ситуация «Прогулка по зимнему лесу»
Воспитатель: «Ребята, зайчик предлагает нам погулять по лесу большими и маленькими ножками».
Большие ноги шли по дороге – ТОП, ТОП, ТОП, (дети шагают большими шагами)
Маленькие ножки бежали по дорожке – топ, топ, топ (дети бегут на носочках)
Ой, ребята, а куда наш зайчик убежал? Давайте его поищем? Все вместе его позовем! Ау Ау Ау Ау Ау Ау Зайка!
- Молодцы, малыши, мы нашли зайчика. Зайка благодарит вас за помощь и предлагает поиграть вместе с ним.
Подвижная игра «Зайка серенький сидит»
- Ребята, мы помогли зайке? (да).
- А как мы помогли зайке? (ответы детей).
- А ещё зайка приготовил вам подарки (медальки, угощенье).
- Давайте попрощаемся с зайкой. Скажем ему до свиданья. И пойдем обратно в детский сад.
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке,
Шли мы шли, шли мы шли
В детский сад пришли.
Приложение2
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «В гости к нам пришла зима»
Цели: Расширение представлений о зиме, ее приметах.
Задачи:
Закрепить полученные знания о зиме и зимних явлениях природы. Способствовать формированию умению правильно использовать в речи грамматические формы, умения согласовывать существительные с прилагательными, образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: картинки с изображением зимы, зимние игры, зимние явления.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки.
Отгадаем загадки? (да)
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути… (снег)
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне… (мороз)
Словно белая звезда
Из серебренного льда,
Кружится, летает,
На ладошке тает (снежинка)
Рыбам, зиму жить тепло:
Крыша, толстое стекло (лёд)
Носик — острая морковка
От тепла растает в миг
Наш веселый… (снеговик)
Снег на полях,
Лед на реках,
Ветер гуляет,
Когда это бывает (зимой)
Молодцы, ребята, вы правильно отгадали все загадки.
Беседа о времени года
Воспитатель:
Как вы думаете, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель:
Что вы можете рассказать о зиме? Какая она? (белая, холодная, морозная).
Зимой холодно, морозно, дует холодный ветер, солнышко реже светит и почти не греет, дни стали короче, а ночи длиннее, деревья сбросили листву, земля покрылась снегом - трава исчезла – насекомые спрятались – некоторые птицы улетели на юг, есть, которые остаются на зиму.
Назовите их (синица, воробей, дятел). И что надо делать, что бы птицы не погибли? (подкармливать их).
Как стали одеваться люди с приходом зимы? (стали одевать теплую одежду).
Воспитатель: Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы его послушайте и скажите о чём оно?
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Дети: О снеге.
Воспитатель: Скажите, что такое снег?
Дети: Много, много снежинок.
Воспитатель: Что можно сказать о снеге? Какой снег?
Дети: Белый, холодный, пушистый, рассыпчатый, блестящий, мягкий.
Воспитатель: Когда с неба падает снег, это явление называется – снегопад.
Давайте повторим это красивое слово: снегопад.
Пальчиковая игра «Прогулка».
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели ("едим суп",
Спать легли (ладошки под щечку).
Воспитатель: Зима – это веселое время года для ребят. Она приносит нам много игр и забав. Ребята кто любит зиму? За что Вы любите зиму?
Свои высказывания начнем со слов: Я люблю зиму, потому что… (можно кататься на санках, коньках, лыжах, можно играть в снежки, лепить снеговиков, потому, что кругом снег, потому что Новый год и Рождество, потому что у меня день рождения, потому, что после зимы придёт весна)
Воспитатель: Я люблю её за то, что она восхищает своей красотой, радует праздниками и развлекает снежными забавами. Зима, прекрасное время года.
Упражнение «Где это бывает?»
- Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы.
Воспитатель выставляет на наборное полотно по одной картинке, изображающие зимние игры и явления природы. Задает вопросы детям:
- Где дети гуляют?
- А где кормят птиц?
- Что ребята лепят?
- На чем дети катаются? Где катаются?
- Где ребята катаются на лыжах?
- Где ребята катаются на коньках? (ответы детей)
Игра «Зимние слова»
Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой.
(Снежинка, мороз, Новый год, жара, санки, стрекоза, лед, рукавички, одуванчик, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, дождь, загорать, снегопад, лыжи, самокат, санки, метель, трава, снег, цветы, муравей).
Молодцы, все были очень внимательны.
Воспитатель: Ну что, ребята устали? (ответы детей). Тогда давайте выйдем на ковер и немного поразомнемся.
Физкультминутка
Мы на улицу выходим ходьба друг за другом
И по снегу ходим, ходим
Снег мы в руки набираем наклоны, имитация скатывания снежных
И комочки покатаем. комочков
Мы комочки покатали, выпрямились, руки в стороны
И они большими стали.
Снеговик уже подрос, руки вверх, показывают нос
У него морковкой нос.
Снеговик нас подожди, ходьба на месте
Нам домой пора идти.
Вот молодцы.
Дидактическая игра «Продолжи предложение»
- На поселке, на лужок выпал беленький … (снежок) .
- Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки) .
- Словно в белый пуховик нарядился (снеговик) .
- Рядом-снежная фигурка, это девочка - … (снегурка).
- С неба все скользят пушинки – серебристые … (снежинки) .
- Тихо-тихо, как во сне, падает на землю … (снег) .
Итог занятия.
Воспитатель:
О каком времени года мы говорили?
Что мы делали на занятии? (отгадывали загадки, играли, читали стихи, рисовали).
Что вам понравилось?
Вы сегодня все хорошо позанимались, я очень рада! Вы все молодцы.